Круглый стол на площадке Российского Союза Промышленников и Предпринимателей.

14 ноября 2019 года на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол на тему: «О состоянии работы по планированию и осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы». Организатором выступила Комиссия РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности совместно с Московским региональным отраслевым объединением работодателей Федерального координационного центра руководителей охранных структур (РООР ФКЦ «Москва»), Комитетом ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности и Издательским домом «Мир Безопасности+».

В работе круглого стола приняли участие:

  • Николай Евгеньевич Рогожкин — Председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности
  • Максим Эдуардович Петренко — Начальник отдела стандартизации государственных закупок Департамента экономической политики и развития города Москвы, 
  • Нигина Хикматжановна Адылова — Начальник отдела информационно-технологического и методического обеспечения ПО №2 Департамента ГБУ «Аналитический центр»,
  • Динара Харисовна Дианова — Консультант отдела организационного правового регулирования управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления
  • Александр Михайлович Козлов — Президент ФКЦ РОС
  • Олег Николаевич Завалюев — Председатель правления РООР ФКЦ «Москва»,
  • Михаил Анатольевич Потапов — Заместитель председателя РООР ФКЦ «Москва»,
  • Олег Владимирович Климочкин — Директор НИЦ «Безопасность»
  • Владислав Викторович Троицкий — Генеральный директор ООО ЧОП «СТРОНГо»,
  • Григорий Алексеевич Щетинин — Вице-президент Ассоциации ветеранов органов государственной охраны «Девятичи»
  • Анатолий Михайлович Данилов — Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности
  • Анатолий Михайлович Данилов — Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности,
  • Андрей Александрович Диванидов — Помощник председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности,
  • Михаил Алексеевич Гаврилов — Заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности предпринимательской деятельности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности»
  • Александр Викторович Гадалов — Президент группы компаний «СТАРК Безопасность»,
  • Игорь Владимирович Сальник — Председатель совета директоров охранной группы «Дубровник».
  • Сергей Валентинович Лякишев — Генеральный директор ООО «Юридическая фирма «ДЕ-ЮРЕ»

Со вступительным словом выступил председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности —  Николай Евгеньевич Рогожкин,

который отметил, что вопрос организации закупок охранных услуг для безопасности объектов государственного и муниципального назначения остается одним из острых для дальнейшего развития частной охранной деятельности. Без разумного разрешения, прежде всего, вопроса определения расчетного уровня начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК), как показывает многолетняя практика, невозможно обеспечить надлежащее качество охранных услуг, без чего не может быть надежной безопасности того или иного объекта.  Этот основной вопрос эксперты и руководители ведущих объединений охранного сообщества предложили обсудить вместе с представителями Правительства Москвы.

В своих выступлениях они высказали крайнюю озабоченность о том, что в г. Москве установление заказчиками охранных услуг НМЦК ниже расчетного уровня минимальной цены изначально ставит руководителей охранных организаций в ситуацию невозможности выплаты работникам заработной платы не ниже установленного в регионе минимального размера оплаты труда (далее —  МРОТ) и осуществления выплат налогов и сборов в полном объеме с фонда оплаты в соответствующие бюджеты.

Как пояснили эксперты, в настоящее время в практике организации торгов на охранные услуги г. Москвы имеет место значительное количество недоработок и избыточных требований в тендерной документации, в том числе и необоснованное занижение стартовой стоимости охранных услуг. Неоднократные обращения по этому поводу в соответствующие Департаменты Правительства г. Москвы на сегодняшний день должного внимания не находят.

В частности, как отметил заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности —  Анатолий Михайлович Данилов, вопрос проведения закупок охранных услуг всегда был непростым, но, начиная с 2016-2017 года приобрел катастрофическое положение в масштабах частной охранной отрасли, которая, к сожалению, остается на положении бедной родственницы, поскольку она решает свои профессиональные задачи на остатках со стола государственных и отраслевых охранных структур. Отсюда и наличие серьезных нарушений в вопросах предоставления качества охранных услуг.

Президент ФКЦ РОС —  Александр Михайлович Козлов заявил, что ФКЦ РОС неоднократно обращался в Правительство Москвы по разъяснению о том, как в городе формируется НМЦК на охранные услуги. Однако в одном из полученных ответов от Департамента региональной безопасности г. Москвы было указано, что в данном вопросе нет никаких проблем. Все нормы и требования соответствуют законодательству и цены установлены правильно. Однако можно сказать, что установленная на этот год, на примере Департамента образования, цена за пост в размере 128 000 рублей в месяц не достаточна, чтобы обеспечить хотя бы минимальную оплату труда охранника, установленную по г. Москве в октябре сего года в размере 20 195 рублей. Для этого цена за пост должна быть не менее 160 000 рублей. Таким образом, определение НМЦК, которым руководствуется Правительство Москвы, ведет к серьезным проблемам в охранной деятельности, так как руководители частных охранных организаций (далее-ЧОО) не могут выплатить минимальную заработную плату работникам, оплатить налоги, что в итоге ведет к серьезным нарушениям в деятельности ЧОО, требований трудового и лицензионного законодательства. Изменить это можно и нужно только одним путем – представителям Правительства Москвы и руководителям охранных объединений необходимо сесть за стол переговоров и договориться о правилах и нормах закупки охранных услуг.

Заместитель председателя Правления РООР ФКЦ «МОСКВА» —  Михаил Анатольевич Потапов в своем выступлении, рассказал о том, что к числу наиболее обострившихся в настоящее время проблем можно отнести проблемы противодействия и устранения асоциального демпинга и несправедливого ценообразования в сфере охранных услуг при закупках государственными и муниципальными субъектами на бюджетные средства.  Произвольно сложившаяся в настоящее время ценовая политика на рынке охранных услуг все чаще стала создавать неприемлемые условия для повышения их качества в целях надлежащего обеспечения безопасности объектов, в том числе с массовым пребыванием людей, социального и хозяйственного назначения.

Заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности предпринимательской деятельности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» —  Михаил Алексеевич Гаврилов заметил, что если рассматривать проблемы, относящиеся, например, к частной охранной деятельности, то прослеживается низкая активность публичной власти в обеспечении стабильности рынка охранных услуг, что обусловлено отсутствием статистики, перспективного планировании его сохранения и развития, отсутствием анализа потребности в охранных услугах, видах их деятельности, что порождает излишнее количество невостребованных частных охранных организаций, банкротство, предпосылки нездоровой конкуренции, дикого демпинга и влечет различные злоупотребления.

Директор НИЦ «Безопасность» — Олег Владимирович Климочкин отметил, что имеющийся опыт деловой переписки с Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а также анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения закупок охранных услуг для муниципальных нужд, показывает отсутствие профессионального подхода к делу, а также явное преобладание позиций подразделений, отвечающих за экономическую политику, финансы и закупки, перед профильными департаментами. Так изначально в составе Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных заказчиками закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей (Распоряжение Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 78-РП) нет ни одного представителя Департамента региональной безопасности либо иных силовых структур. Комплексный деловой подход к решению проблем, которые профессиональное охранное сообщество более года безуспешно пытается донести до столичного руководства, к сожалению, отсутствует и мы благодарны представителям департаментов Правительства Москвы, прибывших на данное мероприятие и нашедших время нас выслушать.

Начальник отдела стандартизации государственных закупок Департамента экономической политики и развития города Москвы — Максим Эдуардович Петренко отметил, что в Правительстве Москвы уже с 2016 года разработана типовая документация по организации и проведению торгов на охранные услуги, в строгом соответствии с действующим законодательством. Ведущим Департаментом в сфере закупок охранных услуг выступает Департамент региональной безопасности и противодействию коррупции, который отвечает за всю организацию этой работы. На сколько ему известно, никакие обращения о нарушениях по разработанным документам к ним не поступали. Он также заметил, что теперь все торги будут централизованно проводиться через Тендерный комитет, что позволит сконцентрировать все усилия на качестве их организации и проведения. Вопросы взаимодействия в этом направлении необходимо решать через подконтрольный Департамент.

Председатель правления РООР ФКЦ «Москва» — Олег Николаевич Завалюев отметил, что в соответствии с совместным приказом Департамента г. Москвы по конкурентной политике, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Главного контрольного Управления г. Москвы от 14 октября 2019 года (№70-01-221/19-130-ПР/74) услуги физической охраны включены в перечень товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются путем проведения совместных конкурсов  необходимо рассмотреть вопрос о создании при Департаменте г. Москвы по конкурентной политике рабочую группу в состав которой включить представителей Регионального объединения работодателей в сфере охраны и безопасности.

В задачи указанной группы предлагается включить разработку и представления к последующему утверждению «Методические рекомендации по планированию и проведению закупок охранных услуг для обеспечения нужд города Москвы». Кроме того формирование группы нештатных экспертов привлекаемых к работе по оценке обоснованности целей и объектов планируемых закупок, а также содействующих работе по оценке достоверности предоставляемой участниками закупок, претендующих на исполнение соответствующих контрактов, информации об их квалификации.

Генеральный директор ООО «Юридическая фирма «ДЕ-ЮРЕ» — Лякишев Сергей Валентинович отметил, что Издательский дом «Мир Безопасности+», ООО «Юридическая фирма «ДЕ-ЮРЕ» неоднократно обращались в Департамент экономической политики г. Москвы, Тендерный комитет, Контрольное управление по поводу типовых технических заданий при размещении закупок по охране объектов городского хозяйства г. Москвы. Мало того, что они составлены с нарушением требований ст. 33 Закона РФ о контрактной системе, а именно описание объекта закупки, так еще и несут дополнительные условия для охранных предприятий заложенные в цену выставления поста.

Подводя итоги Николай Евгеньевич Рогожкин отметил о необходимости на основе внесенных в ходе обсуждения предложений подготовить обращение к Правительству Москвы о создании постоянно действующего рабочего органа с участием всех заинтересованных лиц города и представителей общественных и профессиональных объединений охранных организаций города Москвы, с изложением необходимости его создания и представлением аналитического материала, раскрывающего проблемы в сфере организации закупок охранных услуг и пути их решения.